Вело
 
 
 

Поход 2 к.с. по западному Кавказу (30 апреля - 10 мая 2004 года)
 


Нитка маршрута.
 
Каменномостский - Азишская пещера - Мезмай - Гуамское ущелье - Гуамка - Кр. Дагестан - Апшеронск - Хадыженск - Станционный - Шаумянский пер. - Гойтхский пер. - Туапсе - Агой - Ольгинка - сан. Агрия - б\о Ласточка - Новомихайловский - Джубга - Архипо-Осиповка - Пшада - вверх по р.Пшада - Пшадский хр. - г. Молдаванская - г. Тхаб - Возрождение - Геленджик - Новороссийск - Абрау-Дюрсо - Дюрсо - Мокрая щель - мал. Утриш - бол. Утриш - Сукко - бол. Утриш - мал. Утриш - Мокрая щель - Дюрсо - Абрау-Дюрсо - Новороссийск
Состав команды.
 
1.Михаил Шашкин - командир
2.Юля Шашкина - завхоз
3.Антон Старостин - казначей
4.Александр Старостин - механик
В тексте - Саша
5.Андрей Байков - хронометрист, летописец
6.Сергей Басов - физкультурник
7.Таня Генералова - эколог
8.Дима Гришин - штурман
9.Максим Стакин
10.Оля Порошкина - медик
11.Александр Хохлов - фотограф
В тексте - Александр
1 день (30 апреля, пятница)
 
Поезд «Москва-Кисловодск» приехал в Армавир с небольшим опозданием (около часа) в районе 3 часов ночи. На стоянке 6 минут быстрыми темпами повыбрасывали все байки и рюкзаки на платформу. После прохладной Москвы здесь сразу пахнуло летом. На станции нас ждал Дмитрий Цыжман, который организовал автобус и отвез нас со всеми вещами до отправной точки маршрута. Благодаря ему, у нас появился один день в запасе, так как сначала планировалось добираться до Каменномостского на электричках на следующий день.

Около 6 утра мы уже были в Каменномостском. Начало светать, небо было затянуто облаками. Высадились около памятника защитникам Родины, стали переодеваться, готовится к выезду. И тут нехорошее предчувствие сбылось – пошел мелкий дождь, но пока энтузиазм не пропадал. Ближе к 7 утра двинулись в путь. Тут же нашли первую достопримечательность – Хаджохскую теснину. Поскольку завтрака не было, решили остановиться, посмотреть и перекусить. Хаджохская теснина – это ущелье, оборудованное лесенками и парапетами для туристов, на дне которого бурно течет р. Белая. В целом, достаточно красивый вид. Нам пообещали показать медведя, но он сидел в своей будке и вылезать на дождь явно не хотел. Но Александру Хохлову удалось сфотографировать зверя, позже он все-таки вылез на свет.

Перекусили тут же, под навесом. Дождь не прекратился, а, казалось, усилился. Пока катали по поселку, немногочисленные местные смотрели с удивлением, с видом «куда же вы в такую погоду…».

Дальше ждать было некуда, покатили по асфальтовой дороге вдоль р. Белая в сторону Даховской. Через несколько километров остановились подкачать колесо Ольге. Пока меняли камеру, я, Дима, Саша, Юля, Максим и Александр пошли посмотреть на водопады р. Руфабго. На входе было закрыто, но сторож за небольшую плату пропустил нас. Дошли только до первого, дальше еще должен быть и второй, но время поджимает. Вернулись обратно. Еще через несколько км, повернули на дорогу на Азишский перевал. Начался неспешный асфальтовый подъем по серпантину от высоты ~460м. Группа тут же стала растягиваться, и первым командир сказал делать остановки и ждать остальных. Дождь то почти прекращался, то начинался с новой силой, но к тому моменту я уже полностью промок, остальные наверняка тоже, поэтому просто его игнорировал. Вкручивать в гору было тепло. Но вкручивающие быстрее, дожидаясь остальных, каждый раз замерзали, потом опять разогревались. В очередной раз стали под навес (чтобы хоть сверху не лило), но на открытом месте на ветру Таня вообще околела (такой у нее был вид), да и я, Антон и Сергей были не в лучшем состоянии. Переодеваться в сухое смысла не было, поэтому пришлось терпеть.

Время было только около полудня, но всем, промокшим, холодным и невыспавшимся, катить не хотелось. Увидели указатель на турбазу Лаго-Наки, решили доехать туда и устроиться на ночлег под крышей. Однако через несколько км наткнулись на турбазу «Горная» (на соседней вывеске было название турбаза "Сибирь"). Там и остановились, в небольшом домике – две комнаты и кухня с печкой. В тепле всех разморило, получилась полудневка. Высота около 1400 м.

Итого: 28.9 км, ходовое время 2:40, набор высоты 950 м.

2 день (1 мая, суббота)
 

С утра по-прежнему облачно, но без дождя. Выехали в 10:20, продолжив подъем. Проехали мимо пещеры «Нежная» и через 7 км подъема вышли к Азишской пещере. Туман сначала несколько рассеялся, но вскоре опять опустился, и видимость стала метров 600. Чувствовалась высотная поясность, было достаточно прохладно и деревья еще не распустились в отличие от начала подъема. Возле пещеры была большая очередь на вход. Туда запускали людей порциями, и надо было ждать, пока предыдущая группа выйдет. По прикидкам, надо было ждать часа 2, решили забить на пещеру.

Вернулись на ~3 км вниз по дороге и повернули налево на грунтовую каменистую дорогу вниз на Мезмай. Как только начали спуск, опять полил дождь. И по без того мокрой грунтовке потекли ручейки. Одежда, с большим трудом высушенная, опять намокла. Стало холодно. Кроме этого, езда по грязи привела одежду в ровный коричневый цвет, все перемазались по полной. На некоторых участках, дорога имела сильный уклон. Этот день мы окрестили, как день убитых колодок :). В целом спустились без происшествий, только Таня пробила камеру на камнях. Км через 10 спуска, стало теплее, дождь кончился и одежда стала подсыхать, опять вокруг появилась зелень. В Мезмае стало совсем тепло, можно было сбросить мокрые куртки. Без остановки сразу пошли в Гуамское ущелье. Дорога достаточно разбитая перешла в тропу. Посреди тропы идет узкоколейная дорога, по ней, на вид, уже несколько лет не ездят. Местами дорога подмыта и колея изогнута. Группа опять растянулась, Антон и Сергей укатили вперед, потом ждали всех часа полтора. Я и Александр ехали неспешно, фотографируя красоты. Это было одно из самых зрелищных мест на маршруте и самое опасное: в некоторых местах уступ с тропой сужался и приходилось ехать по узкой полоске – слева железка, справа обрыв в реку Курджибс. По ущелью бродили толпы местных и встретились несколько групп пешников. Часа через 3 мы вышли из ущелья, пока ждали остальных, у Антона и Сергея спустили задние колеса. Механика с инструментом все не было, как потом выяснилось, они устраняли прокол у Тани. Пока меняли камеры, устроили перекус, некоторые попытались отмыться в реке.

Двинулись дальше, все грязные на грязных в хлам байках. В Гуамке выехали на асфальт (!). Уже вечерело, мы стали искать стоянку с водой. Но все протекавшие реки имели земляной оттенок воды из-за дождей. В конце концов, после км 15 командир волевым решением повернул на грунтовку, идущую вдоль реки. Проехали по ней в лес метров 800. Шли по обочине, дорога превратилась в месиво глины и земли, дальше углубиться было не возможно. В этом месте встали на стоянку на берегу реки. Прямо перед стоянкой Дима прокололся, похоже, сегодня был еще и день убитых камер. Вода в реке, естественно, была грязная. Запаса чистой не было. Антон разглядел на другом берегу реки ручеек, перебрался с каном туда и принес воды, чуть более чистой. Стали кипятить, при виде этого, у новичков стал такой вид, как будто их хотят отравить. Но когда каша и чай были готовы, и они увидели, что все выглядит вполне сносно, стали лопать за обе щеки :). Сергей, как обычно, не стал есть ненавистную тушенку. Вокруг было все сырое и грязное. Поставили палатки и уснули.

Итого: 48.3 км, ходовое время 3:47.

3 день (2 мая, воскресенье)
 

Утро давало надежду на хорошую погоду. Долго клеили камеры, ели, собирались. Выехали со стоянки в 11.15. Возле выезда на асфальт, тормознули, чтобы помыть байки в придорожной луже. В результате проковырялись еще полчаса. Покатили в 12.00.

Через 1.5 км прошли поселок Красный Дагестан и свернули на Апшеронск. Дорога представляла серии подъемов и спусков. Опять прокололся Антон. Вскоре нас со свистом обогнали шоссейники. Наша группа растянулась км на 6. Пока ждали всех, пофотографировались на очередной горке на фоне красот. Хороший асфальт и некрутые повороты позволяли насладиться скоростью, у меня до 64 км/ч на спусках. Это было здорово! Правда немного стремно, учитывая отсутствие у меня шлема ;).

К 14 часам въехали в поселок Ширванский. Там в частных домах подведены колонки с водой. Мы остановились у одного дома, и местная девушка любезно наполнила нам бутылки из водопровода. За поселком тормознули у р. Пшеха. Народ кинулся умываться, солнце начало хорошо греть, стало жарко, тут же устроили перекус. Прошли от стоянки 20 км. Еще через 10 км к 15 часам прикатили в Апшеронск. Перед городом опять прокол у Антона. В городе тормознули только, чтобы закупить еды, и подождать Антона. Сразу поехали вперед.

За поселком «Красная гора» пообедали, чуть повалялись на солнце. К 18 часам добрались до Хадыженска. Повернули на Туапсе. На выезде из города в начале подъема справа у дороги колонка с питьевой водой. Тут мы заправились под завязку. Дальше небольшой перевал и длинный спуск на Станционный. От него ходят электрички на Туапсе через Гойтх – утром в 7:12 и вечером в 18:24. На выезде из поселка перед вторым переездом свернули налево в поле, потом вниз к реке Пшиш. Возле реки встали на ночь. Вода была такая же мутная, но сегодня у нас были бутылки с водопроводной. Под вечер небо полностью очистилось, вышла полная Луна и куча звезд.

Итого: 67.34 км, ходовое время 3:46.

4 день (3 мая, понедельник)
 

Подъем в 6.00. Я дежурил с Сергеем. Когда вылез из палатки, стоял страшный туман. Все было мокрое, ото всюду капало. Видимость метров 50. Пока варили еду и ели, туман стал отступать. Миша поставил задачу выйти не позже 10 часов, так как планировался большой перегон до моря. В 9:45 хожу, подгоняю несобравшихся :). Из-за горы вышло солнце, стало тепло, роса быстро испарялась, тумана уже не было. Предстоял жаркий день. В результате вышли в 10:15, почти уложились.

Прошли спуск к Куринской. В поселке нам показали колодец, но воду от туда мы брать не стали, когда увидели, что там плавают бычки и пустые бутылки. На спуске у меня спустило колесо, быстро заменяю с механиком, и догоняем группу. Впереди подъем на Шаумянский перевал. Асфальт кончился, пошел крутой серпантин вверх. Подъем 4.5 км с набором высоты от 180м до 430м. Поднялись примерно за 40 минут ходовых с крейсерской скоростью 9 км/ч. На перевале есть забегаловка, там закупили воды. Было жарко. Дальше пошли на спуск. Довольно опасный грунтовый серпантин вниз слетели за 7 минут к поселку Шаумян. Дальше прошли небольшой перевал Гойтхский и поселок Горный. После этого дорога пошла на спуск к морю. Вкручивать почти не надо, в основном тормозишь. Это было на руку, честно говоря, подъемы в перевалы уже надоели. Хотелось ненапряжной езды. Мимо проносились поселки большие и не очень. А мы катили, наслаждаясь видами. Целый день палило солнце, было жарко, все загорали. Отдельные представители к вечеру уже стали коричневыми. Перед поселком «Красное», встали пообедать, время около 16:30. Впереди было Туапсе и море!

Перед городом км за 6, обгоняя группу, чтобы ее сфотографировать, на камешках пробил камеру Александр. Остановка, замена камеры. Наконец море. Мы в восторге, цель достигнута :). Поступило предложение встать на ночь в пансионат, так как другого места нет. Заехали на вокзал, никто не предлагает свои комнаты :(, наверно еще не сезон. Рядом гостиница «Туапсе», зашли туда, но номера сомнительные, удобства за дополнительную плату – не лучший вариант. Посмотрели на карту, решили катить до Агоя. Вышли на трассу и пошли в Агойский перевал, высота около 200 м. На спуске с перевала, не доезжая города, справа обнаружили источник питьевой воды. Правда быстрая часть группы на скорости пронеслась мимо и тормознули только у моста, уже въехав в город. Более внимательные члены команды тормознули и заправились водой. Собрав группу, покатили по городу и буквально сразу наткнулись на вывеску о сдаче комнат. Это частный пансионат, за 150 р. с носа мы остановились на ночь.

Уже солнце клонилось к горизонту. Мы быстро побросали рюкзаки, и понеслись на побережье. Там искупались только самые «продвинутые» – это я, Антон, Сергей, Александр и Максим. Солнце уже село в море. Девушки впали в какую-то медитацию 8-) и безволвно вглядывались в багряное зарево на горизонте. Вернулись обратно. Хозяин сказал, что самая нормальная кафешка в городе находится возле АЗС «Роснефть», которая на въезде в город со стороны Туапсе. Хотелось гульнуть, уже затемно мы пошли туда. И отвисли часа на 2 – 2.5. Вернулись в домик уже за полночь. Только Таня осталась в домике, так как она обычно не ужинала. Хотелось просто отрубиться и выспаться, чем мы собственно и занялись :).

Итого: 87.6 км, ходовое время 4:38.

5 день (4 мая, вторник)
 

Проснулись в 9 часов. На кроватях с простынями хотелось поваляться. Народ расталкивался долго, командир встал один из последних :). Неспешные сборы превратились в полудневку. После завтрака, народ стал мыть, смазывать и настраивать байки. Некоторые меняли убитые еще на Азишском в хлам колодки. В результате к 14 часам (!) еще не все собрались. С утра было солнце как в предыдущий день, но к середине дня появились облачка.

Наконец поехали по трассе. Дорога, как обычно, то вверх, то вниз. Мимо идет куча машин, по пути и навстречу. Фуры дымят, напряжно дышать, но зато вокруг красивый вид на море. Около «Кубани» встали на перекус. Серега прокололся. Димка предлает Мише уйти с гребаной трассы в обход. Командиру это не нравится, так как полдня уже было потеряно, а дорога не проверенная. Доехали до Ольгинки. При въезде сразу залили под завязку воды у местного мужика в доме. Сказал, что из какой-то скважины вода идет.

Давление масс победило :), Миша сдался. Решили свернуть с трассы в обход вдоль берега на Новомихайловский. За мостом через р. Ту повернули налево. Дорога пошла асфальтовая. Прошли мимо пансионата Агрия, Сергей прокололся еще раз. После поселка сан. Черноморье дорога перешла в грунт, а вскоре в каменистую лесную тропу. Забурились мы в какую-то деревушку. Стали брать языка, местный дедок показал тропу, по которой можно выйти к морю. По ней мы и направились. Вскоре последовал крутой спуск, тропа пересечена корнями деревьев, байки надо было аккуратно катить в руках на тормозах. И вот спустились на побережье. На берегу спросили у мужиков, что за место, оказалось, что это территория лагеря «Ласточка». Было еще не совсем поздно, но ехать дальше не было смысла, так как тут было отличное место для ночевки. Во избежание конфликта с хозяевами, съездили по дорожке вверх на 2 км, где находилось начальство лагеря, и договорились постоять на берегу. Это была первая стоянка на самом побережье, чудесный вид с горы на море, закат солнца.

Стало темнеть, разложили палатки, развели костер. И когда село солнце, Антон сагитировал нас пойти купаться. С разбегу бросились в море, но не тут-то было, прошли метров 100, пока наконец стало по грудь воды, и можно было поплавать. Плавали, как обычно я и Антон, но в этот раз и Таня залезла в воду, остальные сидели на берегу :-Р, шарили в темноте фонарями. Плавок запасных ни у кого не было, поэтому все время забивали на всех и плавали без всего, даже в последний день в Новороссийске, в черте города ?.

В этот день первый раз забили на горелки и варили кашу на костре. Настроение было на высоте, все слопали ужин, даже Сергей (!) решился на нашу «отравленную» еду. Потом еще долго сидели у костра, я, Антоха, Таня. Попытались что-то спеть, жаль, не было гитары. ;) Повеяло настоящим походом. Остальные зануды ушли спать, и ворчали из палаток, что мы им мешаем. Около 1 ночи пошли расползаться по палаткам, вдруг подъехала на берег тачка. Мы с Антохой понаблюдали, как какие-то мужики ходили с фонариками по косе. Бродили они там минут 20, потом вернулись в тачку и, покружив, уехали. Мы поняли, что с нами они знакомиться не хотели. Возможно, у них стояли ловушки на крабов на отмели косы. На том и пошли спать.

Итого: 31.68 км, ходовое время 1:54.

6 день (5 мая, среда)
 

В этот день дежурили я и Таня. Я обещал разбудить ее, чтобы посмотреть рассвет. Встал в 5:30, только начало светать. Солнца что-то все не было. Небо было в облаках. Над лагуной стоял туман. Но уже через минут 40 полностью рассвело и туман исчез. Быстро раздули костер на вчерашних углях, без одной спички (!) и сварили еду. Завтрак уже был готов, но никто не вставал, пришлось ходить и расталкивать палатки. Антон встал последним, и командир назначил его замыкающим. В этот день собрались рекордно быстро, к 9:45. Серега придумал, новый девиз похода – «бетономешалку» и с дикими воплями бегал по стоянке. Сфотографировались на фоне лагуны и выехали через лагерь по дороге, вверх от берега. Преодолели хороший подъемчик до КПП. На подъеме у Миши спустило колесо, еще задержка на 15 мин.

После лагеря прошли очередной подъемчик, потом техничный спуск, и через 6.5 км вышли в Новомихайловский. Прошли по пешеходному мостику через речку Псебе и снова вышли на трассу. Поднялись к «Орленку» и полетели вдоль моря по трассе. Ветер был чуть в спину, быстро понеслись. В Лермонтово притормозили у магазинчика, мимо проехала Ольга без остановки (как потом выяснилось, она даже не заметила 8 байков, стоящих на левой обочине!). Антона никто не заметил, только Миша сказал, что вроде мол Антон проскочил тоже. Он поехал вперед, а я, Серега, Саша и Дима еще доедали перекус и ждали Антона. Его все не было, Саша и Дима решили поехать обратно ему на встречу, может мол колесо проколол. Я и Сергей покатили неспешно вперед догонять командира. Он тоже неспешно ехал, когда мы его догнали, Ольга ушла куда-то вперед, мы ему сообщили, что двое ушли назад. Короче, группа распалась. Прошли Джубгу, подъехали к развязке Краснодар – Новороссийск, а там Ольга и Антон стоят и преспокойно ждут нас. Мы обалдели от такого, куда же наши ушли назад? Давай вызванивать по мобиле. Наконец, дозвонились, Димка с Сашкой в поисках Антона ушли обратно до «Орленка». В результате стояли полчаса, пока они догонят нас, плюс ребята прошли по перевалам лишние 15 км. Миша был не в духе, и опять пришлось выслушивать урок правил поведения в походе.

В Архипо-Осиповке закупили продукты и на выезде съехали с дороги к речке, где устроили обед. Дальше дорога опять по трассе, вокруг проносились, то лесные участки, то сады. Подъем на Пшадский перевал поднимались минут 15. Солнце уже спускалось к горизонту, но припекало хорошо, асфальт был сильно нагрет, казалось, что колеса хлюпают, как по воде. Пронеслись спуск к поселку Пшада. В начале села тормознули и залили воду в бутылки у местного дедка в доме. В нагрузку купили ведро яблочек.

В Пшаде свернули с трассы направо, на дорогу, которая уходила по долине р. Пшада. Дорога проходила по старому руслу реки (возможно затопляемому в период таяния снегов), местами представляла укатанную грунтовку, местами просто россыпь камней. Тут же натолкнулись на брод. Вода в реке оказалась довольно теплой. Мимо прошел ГАЗ-66, и водитель сказал, что дальше река петляет вдоль дороги и впереди еще бродов 20 – 30. Стало понятно, что разуваться бесполезно и надо идти напролом в обуви, чтобы не терять время. Дорога, которая по карте проходила вдоль правого берега реки и практически без бродов, видимо, уже не существовала. После 3км и преодоления 6-7 бродов стали сгущаться сумерки. Надо было вставать на ночлег, но берега были покрыты лесом с густым и колючим подлеском. Палатки можно было поставить только на обочине дороги. Прошли еще немного и вот, наконец, прогалина с поляной под деревьями. Здесь и встали, с дороги практически не видно. Воду в бутылках надо было сохранить на следующий день. Сегодня набрали из реки.

Итого: 73.5 км, ходовое время 4:40, у замыкающего Антона ходовое время 5:32.

7 день (6 мая, четверг)
 

Вышли в 10:40. Высота около 50 м. Двинулись дальше вдоль русла реки. Как нам и сказали, дорога пересекалась бродами через 200-300 м. Через ~4 км добрались по ней до базы отдыха «Долгое». Там же был указатель на водопады. По пути встретили пешников, которые шли с Папая. После базы дорога пошла резко вверх и через метров 500–800 слева примыкает грунтовка под углом 45 град сзади. Под ней нам и предстояло подниматься на Горлянов хребет. Начало в 13:45 через 5 км от стоянки. Пошел жесткий подъем вверх на хребет с высоты 94 м. Вначале ехать было нельзя, и шли пешком по 15 мин, потом помогали поднимать байки с рюкзаками отстающим, иначе группа сильно растягивалась. Дорога грунтовая не была размыта, местами превращалась в каменистую. Уклон то чуть уменьшался, то опять становился довольно крутым. В таком режиме прошли 5 км почти за 4 часа.

Дальше дорога пошла вдоль по хребту и подъемы стали чередоваться небольшими спусками, можно было ехать, только местами приходилось вести велосипеды в руках. Вышли на вершину перед горой Молдованской, на которой кончились деревья, встали на обед. Высоту набрали до 720 м. Наконец можно оглядеть окрестности. Погода с утра была солнечная с небольшой облачностью. А сейчас облачность была почти полная, и было видно, как с востока надвигается фронт. Подул прохладный ветер. Но, тем не менее вид с Молдованской вершины замечательный. Можно было видеть сверху весь сегодняшний подъем вдоль хребта. После перерыва поломили дальше к вершине Тхаба. Спуски опять чередовались с подъемами. На открытом месте увидели между вершинами на горизонте море. Через несколько км вышли на дорогу, поднимающуюся с Михайловского перевала. До вершины было уже рукой подать, но всяческие задержки за день дали о себе знать. Начало смеркаться, надо было вставать. Поставили палатки в 20:30, не доехав до Тхаба ~1 км. На высоте около 850 м. Ветер под вечер еще усилился. В лесу было много сухого валежника, так что костер развести – не проблема.

Итого: 16.34 км, ходовое время 3:17, средняя скорость 6.84 км/ч, набор высоты 800 м.

8 день (7 мая, пятница)
 

С утра было по-прежнему пасмурно и продолжался холодный ветер. После завтрака полил дождь. Народ забился обратно в палатки, где сухо и тепло ?. Ехать совсем не хотелось. Однако надо было собираться. Пока все собирались, дождь еще усилился. Вышли в 10:20, дождь все идет. Одежда и рюкзаки постепенно намокали. Через несколько минут впереди катящие вышли на очередную вершину и, решив дождаться всех внизу, незамедлительно съехали метров на 50 вниз. Вдруг сверху нам закричали, что это и был Тхаб. Вышел косяк, почти вся группа пролетела заветную вершину, не полюбовавшись видами с высоты 905 м, штурман с картой и командир почему-то ехали сзади всех ?. Подниматься обратно вверх уже не хотелось. Но зато положительная эмоция состояла в том, что кончился дождь, облака стали расходиться, и стало как-то теплее.

Вышли на довольно разбитую лесовозную дорогу. Прошедший дождь ее хорошо смочил. И глина сразу начала облеплять байки. Еще через несколько сотен метров ехать уже было нельзя, комья земли полностью блокировали колеса, даже у Сергея с дисковыми тормозами. Надо было что-то делать, судя по карте, спускаться еще долго, а байки надо нести в руках. Сходили на разведку, оказалось, что через километр уже виднелась бетонная площадка и шарик РЛС торчал из леса. Протащили туда велосипеды. Ушло на это дело около часа. Было 4.5 км от стоянки. Плюс еще потратили время на очистку колес и тормозов от глины, чтобы можно было ехать. От бетонной площадки дорога стала лучше. Глина все еще налипала, но при быстрой езде легко отваливалась во все стороны. На дороге стало больше спусков, чем подъемов. Тут прокололся механик. Опять небольшая задержка. Вокруг опять красивые виды на хребты и вершины, находящиеся по соседству. Еще немного и дорога пошла крутым серпантином вниз. Сначала один, потом через промежуток второй. Вот, где можно было оторваться за вчерашний подъем. Дорога по-прежнему была грунтовой с камешками. Разогнавшись по ней км до 40 в час, я поплатился пробитой камерой в конце спуска. Тормознули чиниться, все равно надо было ждать остальных – не все хотели лихачить и ехали на тормозах. Собравшись, устроили обед на обочине дороги. Через км 15 спуска дорога вышла на трассу Туапсе–Новороссийск в 100 м от мостика через р. Жене в поселок Возрождение. Пошли дальше до Геленджика. Уже вечерело, надо было вставать. Народу после гор опять захотелось комфорта, решили забуриться в пансионат. Нашли 3-х этажное кирпичное здание на главной ул. Луначарского, д. 178/А. тел. 2-64-06. Обошлось 200 р. с носа. Закупили рядом в магазинчике еды и поужинали.

Итого: 40.21 км, ходовое время 2:53, средняя скорость 15.98 км/ч, набор высоты 80 м.

9 день (8 мая, суббота)
 

На утро раскачивались как обычно долго. Вышли только в 12:00 по трассе в сторону Новороссийска. Прошли Кабардинку. Через 16 км после Геленджика проехали подземный переход. От туда был красивый вид на море и уже видна Цемесская бухта. Перед городом дорога пошла серпантинами, с общим подъемом метров 50. На одном из подъемов стоит памятник морякам черноморцам. Возле него остановились, чтобы сфотографироваться.

Въехали в город. Собственно это был конец маршрута. К тому моменту дистанция похода составила 428.66 км. Впереди еще 2 дня, надо было ехать радиалку. Прикинули, что до Анапы группа доехать не успеет засветло, поэтому повернули в сторону Абрау. Выехали за город, и сразу пошел тягун в перевал 170 м, затем спуск к Васильевке на 55 м. За поселком на речке Озерейка сделали обеденный привал. Перед Абрау был еще один перевал 180 м и спуск до 83.7 м.

В Абрау народ разбрелся по магазинчикам в поисках заветного зелья ?. В магазинах в основном было все в стекле, которое везти не хотелось, а рядом в кафе можно взять на розлив по 60 р. литр. Проехали по поселку, огибая озеро Абрау. На выезде в сторону Дюрсо заправились водой из колонки. И опять пошел подъем в перевал. Сначала серпантином вдоль берега – с высоты очень красивый вид на озеро и поселок – потом уходит в сторону. Перевал около 180 м и спуск в Дюрсо до уровня моря. Не доезжая 500 м до моря повернули по дороге направо, пересекли по мостику р. Дюрсо и пошли… в перевал ?. Подъем до высоты 90 м, достаточно крутой. Дальше по асфальту проехали еще км 6. Дорога пошла вдоль побережья за запад, то вверх, то вниз. А внизу под обрывом – море. Асфальт кончился, пошла каменистая грунтовка, и через 900 м мы спустились в Мокрую щель. По ней течет ручей, мы прошли вдоль него к берегу. В 150 м от моря поставили палатки на камнях. Вечером, наконец, опробовали, то, что так тяжело тащили через перевалы от Абрау ?. А Сергей сделал для всех свой имбирный чай, которым весь поход обещал угостить.

Итого: 69.26 км, ходовое время 3:32, средняя скорость 20.78 км/ч, набор высоты 530 м.

10 день (9 мая, воскресенье)
 

В этот день никто никого не будил. Спали, сколько хотели. Команда разделилась на тех, кто хотел поваляться на пляжике, и остальных, кто хотел куда-нибудь прокатиться. Поехали радиалку в Сукко.

От Мокрой щели до Малого Утриша грунтовка шла вдоль моря. Перед Утришем проехали еще какой-то рыбацкий поселок. Потом надо было ехать через Утришский перевал (450 м) или тащиться с байками вдоль побережья 7 км до Большого Утриша. Мы выбрали второй вариант. По крайней мере, там красивее и не так жарко – с моря дул прохладный бриз. По берегу ходили местные и какие-то дикие туристы.

От Большого Утриша до Сукко преодолели еще перевальчик. Прокатились по поселку. Надо было уже возвращаться. На обратном пути пришлось починить Таню, она слегка обкатала свой шлем по асфальту. И таким же путем вернулись в лагерь. На последних 5 км пробили 2 камеры на камешках. Шли пешком, и вернулись уже затемно.

Итого: 41.93 км в обе стороны, ходовое время 5:54, средняя скорость 7.86 км/ч.

11 день (10 мая, понедельник)
 

Командир поднял всех раненько. Чувствовался недосып и вчерашнее выпитое вино :). Но с помощью водных процедур в море удалось восстановить форму. И около 11 часов покатили в Новороссийск. Приехали на вокзал около 14 часов. Можно было еще покатать по городу. Рюкзаки сдали в камеру хранения (кто хотел). И часа 4 осматривали город. Часть группы посетила с экскурсией крейсер «Михаил Кутузов». Там за 30 рублей с носа им на шестерых был выделен экскурсовод – сотрудник музея.

В 19:06 выехали на поезде в Москву.

Итого: 67.74 км, ходовое время 4:13, средняя скорость 17.25 км/ч.

Всего за поход: 574.51 км (при учете радиалок в один конец 518.5 км), ходовое время 41:09. Набор высоты (надо посчитать).



 
 
icq inet: 73956233
jabber: fin@jabber.icn.bmstu.ru
 
 
Hosted by uCoz